Сегодня угон автомобиля является уголовным преступлением, за осуществление которого назначена весьма суровая мера наказания. При этом, несмотря на жёсткий уровень санкций, случаи угона встречаются регулярно и повсеместно. Жертвами становятся преимущественно владельцы топовых иоттюнгованых авто, но и дешёвые модели также угоняют с завидной регулярностью. Стараясь избежать угона собственного автомобиля, автовладельцы идут на различные шаги - ставят дорогие охранные системы, хранят машины на закрытых охраняемых стоянках, тонируют стёкла и многое другое. В данном материале мы постараемся проанализировать наиболее часто встречающиеся зоны угона автомобилей, проведём анализ эффективности разных видов сигнализаций в борьбе с преступниками, а также расскажем о распространённых мифах в данной сфере. Итак.
Зоны наибольшего риска
Аналитики считают, что существуют места повышенной опасности, в которых автомобили угоняют особенно часто. Ниже мы рассмотрим самые распространённые из них.
Жилые дворы и неохраняемые парковки
Многие предпочитают держать свои автомобили в собственном дворе, поближе к окнам своих квартир, тем самым надеясь, что близость хозяина отпугнёт злоумышленников. Но на самом деле это распространённое и весьма вредное заблуждение. По оценкам статистов, абсолютное большинство краж случается именно в жилом секторе, на неохраняемых парковках, когда вероятность попасться на чьи-то глаза минимальна. Идеальное время и место для угона авто – это тёмный жилой двор, часто не освещаемый, время около 3-5 часов ночи (в этом время обычный человек находится в стадии самого глубокого сна). Даже если вдруг сигнализация сработает, то проснутся и начнут что-то делать совсем немногие. Более того, некоторые хозяева автомобилей ещё умудряются отключать сигнализацию, чтобы не мешать спать своим нервным соседям. Чтобы получить доступ к автомобилю злоумышленнику хватает всего пару минут, да и шанс неожиданных встреч с полицией в это время минимален (как раз в это время происходит пересменка экипажей в ГИБДД и полиции общественной безопасности, да и полицейские также любят подремать в такое время).
Стоянки возле различных торговых центров и магазинов
Такие стоянки являются одним из самых опасных мест для угона. На стоянках обычно находятся множество марок автомобилей различного класса, причём часто не обладающих достаточным уровнем охранных сигнализаций. Злоумышленники пользуются различными средствами, от сканнеров и код-грабберов до универсального брелка-отмычки, с помощью которого можно открыть сразу несколько замков. Из большого выбора стоящих на стоянке автомобилей обязательно найдётся тот, который даст себя открыть, и именно с таких стоянок угоняется наибольшее количество недорогих авто. Ну а если авто дорогое, и овчинка стоит выделки, то всегда можно походить по супермаркету рядом с владельцем автомобиля, отвлечь его, а потом, при случае, и вытащить ключи из кармана его одежды.
Платные паркинги
На таких местах обычно причиной угона является некомпетентность, а то и обычная невнимательность охраны, которая больше озабочена сбором средств за парковку, чем безопасностью находящихся там автомобилей. По статистике, здесь совершается до 5% всех угонов. Обычно такие угоны совершаются опытными профессионалами, действующими группой и по предварительному сговору, так как куш здесь бывает весьма велик.
Применим насилие?
Если машина дорогая и слишком хорошо защищена, то можно «наехать» на владельца физически. Машина останавливается и окружается, владельца просто выкидывают из-за руля, на его место садится злоумышленник и поминай, как звали. А иногда бывает ещё проще, преступники захватывают автомобиль, пользуясь его остановкой у светофора. Обычно методика прямого нападения используется против владельцев элитных автомобилей, авто которых находится на хорошо охраняемых парковках, и не доступно для скрытого угона. Причиной удачного для бандитов разбойного нападения является пренебрежение техникой безопасности со стороны самих водителей – они не осматриваются, прежде чем сесть за руль, не блокируют двери, легко идут на конфликт и покидают автомобиль, а потом, будучи под влиянием сильного стресса, действуют импульсивно, не задумываясь о последствиях.
Все в выигрыше кроме страховой компании
Данная методика давно опробована и работает во многих странах мира, а в начале 90х годов она пришла и в Россию. Суть её заключается в том, что злоумышленники заранее договариваются об угоне застрахованного автомобиля с его владельцем, осуществляют угон, а вырученные от продажи автомобиля деньги делят с хозяином автомобиля, который вдобавок получает выплату от страховой компании.
Механизм операции примерно таков. Автомобильная стоянка арендуется неизвестным юридическим лицом. Хозяин застрахованного автомобиля оставляет авто на данной стоянке, сам уезжает из города на несколько дней, передав документы и ключи от автомобиля преступникам. За это время автомобиль крадут со стоянки, а юридическое лицо, арендовавшее стоянку, так же исчезает. Украденный автомобиль перегоняют за границу, а ключи и документы возвращаются владельцу. Деньги от продажи автомобиля делятся между участниками операции, а страховая компания выплачивает владельцу угнанного автомобиля его стоимость за минусом небольшой франшизы. Таким образом, и собственник автомобиля, и преступники остаются в выигрыше, а раскошеливаться придётся только страховой компании. В России так угоняются преимущественно элитные дорогие авто стоимостью более одного миллиона долларов.
Поможет ли сигнализация?
По мнению профессионалов, практически все противоугонные защиты можно взломать, иное дело, что некоторые взломать тяжело даже опытному угонщику, потому с ними стараются не иметь дела. Потому важно рассмотреть состояние сегодняшних систем безопасности и понять, насколько они могут помочь уберечь Ваш автомобиль от угона злоумышленниками.
Многие водители считают, что наличие базовой сигнализации и иммобилайзера станет существенной преградой для угонщиков. За это заблуждение потом приходится очень дорого заплатить. Базовая сигнализация взламывается специалистами за пару минут, а то и секунд. Используется множество эффективных приёмов, дающих результат. К примеру, съём клеммы с аккумулятора, использованиеэлектрошока (после разряда по машине предохранители сигнализации выходят из строя), копирование ключей с микрочипом по предварительной договорённости с механиком СТО, а также сговор с продавцами автосалона (копируются ключи от машины, а потом передаются преступникам).
Иммобилайзер также не является эффективным помощником против угона. Как известно, это специальная система защиты, блокирующая работу важных узлов автомобиля. Если у водителя нет при себе специальной карточки, то двигатель работать не будет. Карточку водитель держит обычно или в карманах одежды, или вообще вшивает во внутренние её слои. Преступники применяют к таким владельцам физическое воздействие, забирая карточку силой. Или, что ещё хуже, вывозят владельца на природу, снимают всю одежду с вшитой в неё карточкой, и, оставив хозяина в чём мать родила, уезжают. Одежда с карточкой при этом кидается в багажник, чтобы двигатель работал.
Поэтому полагаться на базовые системы безопасности не стоит, а автомобиль с такой защитой лучше держать на
безопасных территориях, где риск угона минимален.
Из-за своей дешевизны по сравнению с электронными сигнализациями, простоты в установке и использовании они являются весьма популярным средством защиты автомобиля от угона. Механические блокираторы независимы от электроники автомобиля, не потребляют тока, и не выходят из строя по причине разряда аккумулятора. При покупке автомобиля автосалоны предлагают автовладельцам различные замки со сложными ключами отечественного или зарубежного производства. Такие замки обычно производятся из высокопрочных материалов, а личинка замка имеет защиту от высверливания. Казалось бы, нет причин им не доверять. Но это только кажется!
Производство механических замков давно поставлено на серийную основу, а значит и великолепно изучено преступниками. Решение подобной проблемы занимает у злоумышленников минуту-две, а отечественные замки открываются чуть ли не скрепкой. Механические блокираторы руля, педалей, кулисы сбиваются молотком, или с помощью специальных щипцов, что тоже не вызывает особых проблем.
Возможный выход в такой ситуации – это абсолютно нестандартный замок, практически не имеющий аналогов. Такую блокировку должен Вам ставить специалист, которому Вы полностью доверяете, иначе он спокойно может сдать «секреты» взлома Вашей системы злоумышленникам.
Поэтому поставленные на массовую производственную основу механические блокираторы вкупе с базовой сигнализацией и иммобилайзером не являются эффективным средством защиты от угона, а лишь способны на время отпугнуть преступников. Что избежать кражи автомобиля, нужно подумать о чём-то более надёжном.
Таким весьма надёжным инструментом может стать нештатная сигнализация. На сегодня она является одним из самых эффективных инструментов от угона, и может вынудить злоумышленника отказаться от угона автомобиля с такой системой. Даже массовые модели могут быть весьма эффективными, но при этом такую сигнализацию нужно ещё правильно установить. Избегайте её установки в месте покупки автомобиля, или в массовых специализированных центрах, иначе можете столкнуться с некачественной установкой и ненадёжной работой. Обязательно должна наличествовать так называемая «метка» - дополнительный иммобилайзер, способный ещё более осложнить жизнь угонщикам.
Наличие такой сигнализации в автомобиле способно значительно усложнить жизнь преступникам. Разумеется, самые профессиональные из них могут постараться её обойти, к примеру, подключив в обход проводки свой собственный блок управления двигателем. Но для реализации подобного нужно время, которого у злоумышленников может и не быть.
Спутниковая сигнализация - самая лучшая из всех существующих видов сигнализаций. Автомобиль с такой сигнализацией находится под постоянным присмотром диспетчера компании, который может в любой момент заглушить двигатель или прислать к автомобилю группу быстрого реагирования. Установленный на машину GPS-датчик позволяет отследить местоположение машины с точностью до пары метров, что даёт прекрасные возможности для поиска угнанного авто.
Ранее спутниковая сигнализация ставилась, преимущественно, на машины премиум класса. В 99% случаев это был Lexus, страхование КАСКО к которому предлагалось только при условии установки на машину подобной сигнализации. Ныне же, благодаря быстрому прогрессу технологий, цены на такую сигнализацию постоянно снижаются, и её счастливыми обладателями становятся владельцы менее престижных машин.
При этом не нужно думать, что наличие спутниковой сигнализации гарантирует защиту от угона. Профессионалы угона работают и со спутниковыми сигнализациями, используя специальную аппаратуру, которая позволяет заблокировать GSM-канал передачи данных от передатчика. На блокировку такого канала уходит десять-двадцать секунд, потом в салоне начинается физический поиск GPS- передатчика, на что уходит от силы пару минут. Вряд ли за это время диспетчер успеет разобраться в ситуации и адекватно среагировать. А потом дорогой автомобиль отправиться к определённому месту назначения, к примеру, куда-то на Кавказ, где его следы потеряются.
Суммируя можно отметить, что хоть спутниковая система является самой эффективной из существующих систем защиты, 100% гарантии от угона она дать не сможет.
Немного о существующих мифах.
А теперь стоит рассказать о существующих мифах, широко распространённых в общественном сознании автолюбителей. Разбивка иллюзий тут так же важна, как и в других вопросах. Итак.
Мой автомобиль никому не нужен
Если у Вас старые советские жигули, или такая же старая ржавая иномарка, то Вы можете полагать, что преступники не покусятся на Ваш «металлолом». А зря. Поскольку таких машин большое количество, то спрос на комплектующие для них всегда будет стабильным. Это и может послужить мотивом для угона Вашего авто, с последующим разбором его на запчасти. Непопулярные модели авто тоже сойдут – к ним внимания поменьше.
Бесключевой доступ – это панацея от угона
Как известно, бесключевой доступ – это метод идентификации водителя автомобиля, при котором машина блокируется при уходе водителя на определённое расстояние. В какой-то мере это особая вариация иммобилайзера с использованием технологии Smart Key. Производители гарантируют высокий уровень защиты Вашего автомобиля, при этом замалчивая, что на вскрытие и запуск двигателя такого авто нужно не многим больше времени, чем на авто с обычными ключами.
Моё авто на охраняемой стоянке и ему ничего не грозит!
Ещё одно заблуждение. Если вы не заключили юридический договор о хранении автомобиля, то администрация стоянки мало за что отвечает. Да и охрана стоянки вряд ли будет готова рисковать своими жизнями в случае вооружённого нападения. Скорее всего, они просто дадут угнать ваше любимое авто.
А что у нас с законами?
Сегодня преступники, специализирующиеся на угоне, чувствуют себя вполне комфортно. Всегда можно сослаться на 166 статью УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» и получить менее строгое наказание. Но ситуация меняется, и упомянутую статью предлагается вообще исключить из Уголовного Кодекс. Теперь угонщиков будут судить по статье 161 (грабёж), статье 162 (разбой) и тюремные сроки их будут ждать совсем не детские – до 4-8 лет за решёткой.
Заключение
Как видим, благодаря распространённым в обществе массовым стереотипам многие владельцы транспортных средств не осознают, что находятся в зоне повышенного риска, и угон их автомобиля может быть осуществлён в любой момент. Можно посоветовать быть внимательным к месту хранения автомобиля, установить надёжные модели охранных систем и избегать непредсказуемых конфликтных ситуаций. Продуманное и взвешенное отношение к эксплуатации и хранению авто, а также необходимый комплекс мер по профилактике от угона – это важный инструмент водительского спокойствия за своего железного друга. Удачи.